В начале семидесятых годов теперь уже прошлого столетия по радио и телевидению зазвучала песня Александры Пахмутовой "На Мамаевом кургане тишина". Стихи написал Виктор Боков.
И композитор, и поэт этой песни — люди не со стороны. Пахмутова родилась в поселке Бекетовка под Сталинградом, разгромленной и сожженной фашистами. Виктор Боков не понаслышке знал про Великую Отечественную войну — он ее на себе испытал в полной мере.
Скорее всего, поэтому, а еще по святой памяти к людям пришла песня о ветеранах-фронтовиках, чаще всего молчаливых и малословных — они не могли говорить и рассказывать, что пришлось вынести, не смели потревожить имен своих товарищей, скрытых шаром земным. Удивительно было другое — за исполнение этой песни брались редкие исполнители: Зыкина, Кобзон, хор имени Пятницкого.
Можно себе представить, как пелась и как звучала песня Пахмутовой в их исполнении, но особую былинность она получила из уст Государственного Волжского русского народного хора. Именно былинность, потому как она больше не пелась, а сказывалась, потому как несла ее людям волжская вода, кровавая, сильная, горящая, остановившая врага на своем неудержимом пути к разбою. Именно былинность, прикрытую какой-то особой голосовой седой горечью, — сколько их, именных и безымянных, сложили буйные головы, а врага остановили здесь, у Сталинграда.
Ему, Волжскому хору, удалось в не проходящей тоске и в тихой надгробной молитве пропеть, проплакать святую память о ветеранах.
И вот теперь самарцы — любимцы всей России — вновь обращаются к этой памяти: 12 апреля Государственный Волжский русский народный хор имени Петра Милославова выходят к зрителям с новой программой "Победоносная весна", с программой, посвященной 75-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Что включить в новую юбилейную программу? Об этом думали директор коллектива Виталий Натаров, художественный руководитель Наталья Кузнецова, балетмейстер Артур Муллагулов, и как всегда вместе с ними певцы, музыканты, танцоры. Большое дело творится общим разумом и общим талантом, а у самарцев это издавна так, потому не забывается ни одна песня, ни один номер, которые давно-предавно звучали и отошли в сторонку — дожидались своего часа снова возродится.
Вот и решили волжане: а давайте программу новую построим так, чтобы люди понимали, какую жизнь, какую культуру мы все могли потерять, случись непредвиденное, чего мы все избежали, благодаря недрогнувшему стальному характеру человека русского, башкирца, казаха, удмурта, да разве все народности перечтешь. Это все был один человек — советский солдат.
И запел хор на первой же репетиции величавую песню о России, а за ней побежали одна за другой искренние жемчужины — русские народные песни, привольные, широкие, в которых и грусти не было, а были любовь, молодость, мечты, радость.
Слушайте, люди, смотрите, какую драгоценность сберегили нам отцы наши, деды, матери, сестры, а после разрухи, после выжженных и испоганенных гусеницами вражьих танков и взрывами мин и снарядов, подняли землю родную, и та снова заколосилась рожью и пшеницей, загомонила детскими голосами. Жизнь ожила, в ней забилось крепкое сердце, а вместе с ней ожила песня — уж так мы устроены: где человек, там и песня.
Солдаты вчерашние вернулись домой и принесли с собой "Землянку", "Катюшу". Композиторы и поэты, чаще всего защитники Отечества, или их дети, считали первейшим долгом обратиться к подвигу народа, и зазвучали "Смуглянка", "В лесу прифронтовом", "Соловьи".
Мог ли пройти мимо них Волжский хор? Да никогда — он создавался-то для работящего народа, поднимавшего Волжскую ГЭС. И не только для работящего, а отвоевавшего только что, от потерявшего в войне родных и близких. Мог ли с первого своего выступления хор оставить в стороне музыкальные легенды о сильном волжском утесе, об удалом Стеньке Разине? Да ни за что.
За свои шестьдесят восемь лет Волжский хор пропел сотни таких песен, составил настоящую антологию музыкальной истории народа. И вот теперь, накануне 75-летнего юбилея Победы, вернулся к ним и добавил новые, ранее не исполнявшие музыкальные произведения.
По сути премьерой станет "Растет в Волгограде березка" Григория Пономаренко на стихи сталинградской поэтессы Маргариты Агашиной. Композитор многие годы своей творческой жизни отдал этому коллективу, для него написал свои лучшие песни, шагнувшие в народ. И хор в благодарность Пономаренко, в благодарность уходящим в вечность ветеранам приготовил настоящую премьеру любимой песни — ее запело новое поколение, и в этом особый смысл.
Мужская группа хора вместе с балетом обратились к недавно написанной шуточной истории "Вроде ничего", где вместе с озорной веселостью высвечивается гордость советского солдата, дошедшего, довоевавшего до победы.
И таких номеров в новой программе Волжского хора немало.
"Сегодня подвиг, совершенный советским народом, нуждается в защите. Многие современные европейские политики пытаются навязать лживые представления о событиях того времени, сознательно искажают исторические факты. Нам, наследникам Великой Победы, нестерпимо смотреть и слушать, когда оскорбляют память о советских воинах, спасших человечество от фашизма", — так написали недавно студенты Борского губернского колледжа Нижегородской области Валерия Паромова и Анастасия Тюлина.
Сколько лет этим девчушкам? Четырнадцать? Пятнадцать? А ведь как уловили они суть величавой русской истории, как огорчились не только той, зарубежной, несправедливости, но и нашей тоже. Дозволено ли дотрагиваться до святого, неприкасаемого? Дети становятся на защиту того, что должно храниться веками.
Вот и думается мне: новую программу Государственного Волжского русского народного хора должна слышать вся Россия — от мала до велика слышать, чтобы никогда, ни на миг не потерять своей памяти и гордости.
...Поросли седой травой глухие рвы. Кто погиб, тот не поднимет головы, — поют волгари пахмутовскую былину, а слышится мне обратное: должно подняться каждое имя богатыря русского — защитника Отечества.
Иван Чуркин
"Русское воскресение", 6 марта 2020 года