30 января празднует свой 70-летний юбилей удивительный человек - ветеран Государственного Волжского русского народного хора имени П.М. Милославова Василий Андреевич Карманов, талантливый балетмейстер и выдающийся артист хора, артист-самородок.
До Волжского хора Василий Андреевич успел поработать танцовщиком в Государственном ансамбле песни и танца Коми АССР и Ансамбле песни и пляски Уральского военного округа. Встреча с гениальным Вячеславом Дмитриевичем Модзолевским в Киеве изменила его планы. На вопрос балетмейстера: «Поедешь к нам танцевать?», - он искренне ответил: «Я и танцевать-то не умею». На что Вячеслав Дмитриевич сказал: «Молодец! Люблю скромных». В Волжском хоре Карманов начал свою работу сразу же с гастролей коллектива в Омске зимой 1973 года. Модзолевский, благодаря своему тонкому профессиональному чутью и огромному опыту, не ошибся в творческом потенциале молодого танцора. Огромная работоспособность, феноменальные природные данные, одержимость стихией танца способствовали превращению Василия Андреевича в блестящего исполнителя, удивлявшего и радовавшего своего учителя, ласково называвшего его Васяткой. Обладая высоким прыжком, Карманов уверенно завоевал положение непревзойдённого «трюкача-прыгуна», не уступая лидерство в исполнении таких сложных технических элементов, как «разножка», «двойной тур с поджатыми», «пистолет в повороте» и, особенно, знаменитая, недосягаемая для большинства, «щучка в повороте». Тут Василий Андреевич опережал многих «технарей» ведущих коллективов страны.
Модзолевский по праву гордился своими воспитанниками, не уступавшими лучшим артистам танцевально-хоровых коллективов страны, съезжавшихся в Москву, чтобы продемонстрировать свое искусство во время гала-концертов. И всегда в числе его лучших учеников был Васятка. По просьбе балетмейстера танцор выполнял свою любимую «щучку», со стороны кажущуюся такой легкой, воздушной, а на самом деле наисложнейшую! Наблюдавшие танец со стороны профессиональные артисты, находившиеся в зале и за кулисами, взрывались бурными аплодисментами. Изумленные сложностью техники и высочайшим искусством исполнения танцоры с вопросом: «Кто такой?» - подходили к Василию, а он, как обычно, скромно отвечал: «Это не я, а Вячеслав Дмитриевич Модзолевский». Балетмейстер объяснял молодежи, что нет ничего невозможного, если трудится так, как это делает Васятка Карманов.
Многие балетмейстеры ведущих коллективов страны приглашали Карманова на работу, предлагая весьма заманчивые условия, но Василий Андреевич не мог покинуть своего любимого педагога, большого мастера, открывшего ему секреты народной хореографии. Артист всегда отказывался от лучших условий, загранпоездок и прочих благ, считая Волжский хор своей судьбой. И он остался верен ему до конца. Здесь он встретил свою любовь – его избранницей, верной спутницей в жизни и на сцене стала обаятельная артистка хора Нина Щербакова. Их союз – пример удивительно дружной семьи, где царит любовь, забота и взаимное уважение родителей и детей.
Отработав двадцать лет в Волжском народном хоре, отдав ему лучшие молодые годы, Василий Андреевич завершил карьеру танцора. Но творческая жизнь продолжалась. Василий Андреевич решил получить высшее образование и поступил в институт культуры и искусства, совмещая учебу с преподаванием. Казалось, судьба благосклонна к талантливому и успешному артисту. Однако испытания не обошли его стороной. Случилось то, что могло положить конец его жизненным и творческим планам. На последнем курсе обучения Василий Андреевич внезапно почувствовал какую-то неуверенность в ногах, а затем все чаще пронзающую боль в позвоночнике. День ото дня боли становились невыносимее. Медицина вынесла свой вердикт: о танцах надо забыть навсегда. Дипломированному специалисту пришлось расстаться с любимой профессией. Но к счастью, у Василия Андреевича была еще одна страсть: он любил петь, и весь песенный репертуар хора был у него на слуху. Готовясь за кулисами к последующему танцу, он тихо подпевал и, таким образом, выучил все теноровые партии хора. Случившаяся беда застала артиста врасплох. Ему ничего не оставалось, как прийти к художественному руководителю с одним вопросом: «Как жить дальше? Ведь в семье трое маленьких детишек». Художественный руководитель хора Виктор Павлович Баранов был наслышан о вокальных данных Василия Андреевича и сразу же предложил ему прослушаться. Своеобразие и красота тембра, звучность голоса покорили художественного руководителя, признавшего: «У нас такого голоса нет». Итогом прослушивания стало обращение Виктора Павловича к присутствующим в зале: «Учитесь, как петь надо». Так, с января 1994 года Василий Андреевич продолжил свой прерванный полет уже в качестве ведущего тенора. Теперь он исполнял сольные партии в русских народных песнях «Коробейники», «Еду, еду на комбайне», «Калинка», «Пахал Захар огород», «Саратовские припевки» и др. В сольном репертуаре Василия Андреевича звучали такие известные произведения, как «Ах ты, душенька», «Соловьем залетным», «Всю-то я вселенную проехал», «Как пойду я на быструю речку», завоевавшие всеобщую любовь и признание поклонников талантливого исполнителя.
Василий Андреевич Карманов, пройдя яркий, многогранный творческий путь, является ярчайшим примером подлинного служения искусству, горячей любви и фантастической преданности делу, своему родному коллективу – Волжскому русскому народному хору.
Волжский хор как судьба: выдающемуся балетмейстеру Василию Карманову – 70!
30 января 2022
Волжский хор как судьба: выдающемуся балетмейстеру Василию Карманову – 70!