Самарские песни на крымский лад

18 августа 2016
Самарские песни на крымский лад

Певцы и танцоры Волжского народного хора выступают для крымчан

Возрождение традиции
В эти дни фирменный самарский коллектив – Государственный Волжский русский народный хор имени Петра Милославова знакомит со своим искусством жителей и гостей Республики Крым. Гастрольный маршрут включает города южного побережья полуострова Ялту, Керчь, Алушту, Партенит и Судак.

Будучи давним поклонником коллектива, я без колебаний посвятил один из своих отпускных ялтинских вечеров посещению первого крымского концерта хора в знаменитом городском Театре имени Чехова.
Нынешние гастроли, проходящие в преддверии юбилейного – 65-го сезона хора, как бы возвращают и самих артистов, и зрителей в ставшие, увы, далекими времена, когда регулярные гастроли ведущих профессиональных народных коллективов являлись непременным компонентом культурной жизни самых отдаленных уголков нашей многонациональной страны, способствовали единению общества, воспитанию чувства патриотизма и дружбы народов.

Золотой фонд
Золотой фонд репертуара Волжского хора - народные песни в обработке Петра Милославова и россыпь родившихся в коллективе песен, которые пела буквально вся страна. Достаточно назвать «Ивушку» Григория Пономаренко, «Расцвела под окошком белоснежная вишня» Михаила Чумакова. Репертуар хора постоянно пополняется фольклорными номерами народов, живущих на территории Самарской области, оригинальными версиями народных песен.

Свое лицо и у танцевальной группы. Упор всегда делался на сюжетные номера, на сближение народной танцевальной культуры с классическими канонами. Большинство номеров репертуара родилось в коллективе. Огромную роль в становлении танцевальной группы сыграл замечательный хореограф Вячеслав Модзолевский. Именно в Волжском хоре впервые отказались от станков, на которых по аналогии с традиционными академическими коллективами располагалась мужская группа певцов. Это позволило ставить яркие, динамичные вокально-хореографические сцены с участием и вокалистов, и танцоров.

В биографии Волжского хора не только светлые периоды, но и нелегкие испытания 1990-х годов, когда перед ним, как и перед всеми крупными творческими коллективами, стояла одна-единственная задача - выжить в новых экономических условиях. И Волжский хор выжил.

В прежние годы в хоре было более 80 певцов. По нынешним временам содержать такой коллектив уже невозможно, и главная задача - сохранить в новых реалиях уникальный колорит звучания, присущий Волжскому хору. Сегодня Волжский хор выглядит помолодевшим и посвежевшим, готовым к новым творческим поискам. Красивы и стильны костюмы, придающие каждому номеру особое своеобразие.

«Эх, Самара-городок»
В гастрольной крымской афише волжан - концертная программа «Эх, Самара-городок» из лучших сольных номеров и вокально-хореографических композиций, гармонично сочетающих певческое и танцевальное искусство, а также сказочное представление «Царевна-лягушка». Наибольший успех у зрителей имели номера, которые можно назвать эксклюзивными для коллектива. В их числе русская народная песня «Из-за острова на стрежень», песня «Вниз по Волге – реке» в обработке Владимира Пахомова, «Ивушка» - шедевр с берущей за душу светлой лирической мелодией, - сочиненной на слова Василия Алферова расточитель¬но упущенным куйбышевскими властями народным артистом СССР Григорием Пономаренко, и, конечно же, легендарная «Ах, Самара-городок». Правда, давно ставшая абсолютным шлягером мелодия этой песни в продолжение вечера, как показалось, излишне навязчиво повторялась в различных вариантах.

Был исполнен и вокально-хореографический шедевр - композиция «Чернобровый, черноокий» Вячеслава Модзолевского - Михаила Чумакова, острохарактерная «брутальная» ямщицкая хореография которой контрастирует с лирической кантиленной мелодией русской народной песни. Передать изначальную танцевальную стилистику и энергетику этого номера удается не всегда, но без этого он многое теряет.

Сказочный эксклюзив
«Царевна-лягушка» - адресованная в первую очередь детской аудитории вокально-хореографическая композиция, а по существу полноценный спектакль по мотивам русской народной сказки. На сцене действуют Царь и Кощей, красны девицы и добры молодцы, сыновья Царя и их невесты: сварливая боярыня, восточная красавица и лягушка, в которую в прологе Кощей превратил красавицу-девицу. Необычность этого представления в том, что оно не характерно для традиционного репертуара народного хора, основу которого составляют отдельные хоровые и танцевальные номера. Это авторский спектакль, по существу – «фантазия на заданную тему», каковой является сюжет с детства знакомой каждому сказки. Его от начала до конца придумала заслуженный деятель искусств России Надежда Малыгина.

В «Царевне-лягушке» череда вокально-хореографических сцен прочно спаяна между собой сюжетной канвой. Многие прибаутки и припевки сочинялись непосредственно в коллективе в процессе работы над спектаклем. Его хореографический язык отличается оригинальностью и разнообразием. Это не только традиционная лексика русских плясок, проходок и хороводов, но и танцевальная классика. На утренних представлениях «Царевны-лягушки» - по-особому приподнятая, праздничная атмосфера. Спектакль нравится не только ребятишкам, но и их родителям.

Нынешние гастроли – своеобразная презентация Волжского народного хора на крымской земле. Хочется думать, что теперь у коллектива появилось немало новых поклонников и среди крымчан, и среди жителей других регионов страны.

Неповторимая самобытность

Имеющий постоянную самарскую прописку народный хор совсем не случайно называется Волжским. В обширном исконно русском регионе, впитавшем культуру десятков народов и племен, это единственный коллектив подобного рода. Дата создания - февраль 1952 года - и место рождения хора - город Куйбышев - также не случайны. Это время строительства, как принято было говорить, гиганта гидроэнергетики страны - Волжской ГЭС, а Средняя Волга, Жигули, кроме всего прочего, - подлинный родник народного творчества.

Основателем и первым художественным руководителем Волжского хора был Петр Михайлович Милославов - тонкий ценитель, исследователь и собиратель волжских напевов. Родившись в Саратовской области, он с детства впитал в себя народные обычаи, разговорный и песенный колорит Поволжья. Жанр хорового пения Милославов рассматривал как совершенно особый, предполагающий импровизационность исполнительской манеры и ансамблевость, которая достигается не «растворением» голосов и партий в общей звучности, а выявлением творческой индивидуальности, способностей каждого участника коллектива. Свои принципы Милославов успешно воплотил на практике, и Волжский хор с первых дней существования обрел редкостную самобытность, непохожую ни на какую другую манеру пения - мягкую, кантиленную и плавную, как течение великой реки.

В репертуаре хора изначально было представлено все многоцветье песенных и танцевальных традиций, яркая, с колоритными «особинками» самобытность волгарей с их душевной широтой и удалью, мягкостью и лиричностью натуры. Он звучал по-особому раскованно и свободно, порою с дерзким озорством, этаким «простецким» задором, порою раздольно, мягко и задушевно, с затаенной «грустинкой», чем-то неуловимым отличаясь от стандартного стереотипа «казенных» профессиональных коллективов. В Волжском хоре изначально присутствовали не только альтовая, теноровая и баритоновая, но и басовая и высокая женская группы голосов. Вот почему по тесситуре ему были доступны и классика, и народные песни самого широкого диапазона звучания.

У истоков коллектива были приглашенные Милославовым молодые, впоследствии прославившиеся музыканты Александр Савельев, Григорий Пономаренко, Михаил Чумаков, балетмейстер Михаил Чернышев, поэт Василий Алферов, певица Марфа Афиногенова. Своеобразную, уникальную исполнительскую манеру, которой Волжский хор обязан Петру Милославову, старались сохранить его сподвижники и последователи, в числе которых особое место принадлежит руководившему хором с 1962 по 1982 год заслуженному артисту РСФСР Михаилу Чумакову и заслуженному деятелю искусств России Владимиру Пахомову – главному художественному руководителю коллектива с 1997 по 2016 год. В настоящее время художественным руководителем хора является Валерий Анучин.


Галина Тарасенко, руководитель фольклорного ансамбля, Москва:

Выступление коллектива из Самары в целом мне очень понравилось. С первых нот было ясно, что это артисты с Волги и что они представляют академическую школу исполнения народной и авторской музыки. К такой манере сегодня склоняются и другие профессиональные народные коллективы, хотя лично мне в этот вечер немного не доставало именно фольклорного колорита звучания, который еще сохраняется в наших деревнях. Особенно тронули лирические песни и характерные танцевальные сцены. Артисты работали с большой отдачей, и это передавалось зрителям. Концерт Волжского народного хора – лучшее, что довелось увидеть в Ялте в эти летние августовские дни.


Валерий Иванов специально для «Самарских известий».

#32 (7085) Четверг, 18 августа 2016 г.