Новый художественный руководитель Волжского хора Валерий Анучин: «Надо уходить от привычных концертных номеров»

12 февраля 2013
Новый художественный руководитель Волжского хора Валерий Анучин: «Надо уходить от привычных концертных номеров»

В Волжском народном хоре произошли серьезные кадровые изменения. На пост директора вместо Елены Плотниковой назначен Виталий Натаров. Елена Плотникова осталась в коллективе в должности хормейстера. Новым художественным руководителем Волжского народного хора с недавнего времени назначен Валерий Анучин. Корреспондент Волга Ньюс встретился с новым худруком и попросил рассказать немного о себе, а также о ближайшем будущем хора.

- Вы начали работать балетмейстером в 1992 году?

- А пятнадцать лет назад, в 1998 году, я создал национальный русский балет "Возрождение" в Москве, художественным руководителем которого я продолжаю быть и по сей день. Мы не раз приезжали с гастролями и в Самару. Также с 2009 года я работал главным балетмейстером Государственного академического народного Кубанского казачьего хора. За это время было создано много постановок, с этим коллективом я продолжаю сотрудничать и сейчас.

- Из чего составлен репертуар балета "Возрождение"?

- В репертуаре - классический балет и современный танец, а также народный танец.

- Как могут сочетаться классика и народный танец?

- Главное - идея. В нашем театре смешанная труппа. В театре идут "Аллегория любви" - это танцевальные миниатюры на музыку русских и зарубежных классиков, из современных спектаклей - "Последнее русское танго в Париже" - драматический балет, "Весна священная", "Распутин". Также идут классические балеты: "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта", немного отредактированные под мой состав труппы.

- Как давно вы начали сотрудничать с Волжским народным хором?

- Совместно с художественным руководителем коллектива Владимиром Пахомовым мы делали юбилейный концерт, который вы могли видеть 3 декабря прошлого года. После чего мне предложили дальнейшее сотрудничество, и с 14 января я принят на должность художественного руководителя Волжского народного хора. Владимир Иванович Пахомов назначен главным художественным руководителем.

- На встрече с журналистами вы сказали об обновлении хора, что же нас ждет?

- Сейчас практически полностью поменялась балетная труппа. Появился новый балетмейстер - это Алексей Шишкин. Он самарец, преподает в Академии культуры и искусств. Совместно с Владимиром Пахомовым было принято решение пригласить его в Волжский народный хор. Сегодня Алексей Шишкин - один из сильнейших в Самаре балетмейстеров народного танца. Молодой, азартный, агрессивный, то есть именно тот, кто нам сейчас нужен. В планах - новые постановки, новые хореографические номера, и одновременно хотелось бы восстановить, отреставрировать лучшую часть золотого фонда Волжского народного хора. Отдельные танцевальные номера придется переставить, переделать. Потому что все вокруг нас становится техничней, и молодые ребята приходят в коллектив более сильными в техническом отношении, эмоциональнее, и требуется другое видение хореографии.

- Обновление состава всегда болезненно.

- В этом случае мы говорим лишь о расширении коллектива, которое необходимо для полноценного его звучания.

- Насколько я понимаю, вы ответственны за хореографическую составляющую Волжского народного хора?

- Скорее, я ответственный за создание новых программ. С Владимиром Пахомовым мы постоянно обсуждаем, ищем новую форму, интересную для народного коллектива. Времена меняются, и от этого никуда не деться.

Мы провели рекламную кампанию, организовали опросы после выступления. Нас интересует то, какой сегодня зритель у Волжского народного хора. И нас радует, что, кроме постоянных поклонников, которые на протяжении десятилетий следят за творчеством коллектива, появляются и новые почитатели. И если вы помните, на концерте, посвященном Григорию Пономаренко и состоявшемся 5 февраля, люди в течение десяти минут аплодировали стоя, и никто ведь не побежал в гардероб одеваться.

- На встрече с журналистами вы сказали, что новые программы будут напоминать спектакли - с сюжетной линией, главными героями... Но нам доводилось видеть нечто подобное и у других коллективов, например, у Оренбургского народного хора, в концертах которого не исполняются просто отдельные номера, а идут целые сценки.

- Сценки идут практически у всех коллективов. Но сейчас все находятся в поисках иной, возможно, более интересной подачи. Надо менять привычные концертные программы, современному зрителю хочется действия. Да, будут постановки, напоминающие спектакли, но при этом останутся и отдельные концертные номера. Опять же, мы исполняем народные песни и танцы, а народ никогда просто так не пел задорные песни, встав в полукруг, тут же кто-то вскакивал, начинал танцевать.

- И собирались, наверное, по какому-то поводу?  

- Ну, поводов всегда было очень много. Это вообще не проблема. Я считаю, что мы себя законсервировали. Конечно, все наши мэтры, которые приподняли народный танец, вывели его на сцену (Захарченко, Модзолевский, Моисеев, Пономаренко, Пятницкий, Вирский), - они сделали огромный шаг вперед, и сейчас, чтобы хоть немного подняться, взять еще одну планку, надо очень много работать, экспериментировать. Народный танец - что это такое? Если мы посмотрим всю хореографию, то поймем, что все известные движения - присядки, коленца, выходы - придуманы конкретными авторами - балетмейстерами, которые, конечно же, основу брали из народного танца. Но это не канон. Когда делали программу для Кубанского казачьего хора, посвященную Первой мировой войне, я просматривал много видеоархивов и находил фрагменты, в которых солдаты после боя играют на гармошке, кто-то на балалайке, и танцуют. Так вот я за какие-то 10 минут просмотра столько новых движений для себя открыл, которых вообще в народном танце никогда не видел. Клондайк. И все это можно использовать.

- Будут ли изменения в костюмах, появятся ли декорации?

- Когда готовили юбилейную программу, мы просмотрели очень много архивов и обратили внимание на костюмы исполнителей. Очень интересные, оригинальные костюмы, которые, вероятно, и выделяли Волжский народный хор из числа других коллективов. Милославов нашел такую форму, такой костюм, который и сейчас воспринимается как образец высокой моды. Это другой стиль, и хоры так никто не одевал. Интересный был крой, необычный подобран орнамент, все было очень скромно, лаконично, и платья идеально подчеркивали женскую фигуру. Я когда увидел, был удивлен. В таком костюме исполнительнице можно было минуты две-три не петь. Потому что, глядя на нее, любуешься. И мы стараемся сейчас все лучшее взять из прошлого и восстановить. Работаем и с новыми художниками, выступления Волжского народного хора будут проходить среди красочных декораций. Но это процесс не быстрый.

- Когда мы сможем все это увидеть?

- Новую программу мы готовим на октябрь. Владимир Иванович Пахомов сейчас поднимает архивы и ищет песни, которые исполнялись хором, начиная от Пономаренко, Чумакова, Бурыгина, Бокова. Интересно все: и коммунистические, и патриотические песни, духовные и народные. 3 марта состоится концерт, в котором вы сможете увидеть пока только фрагменты нового. Мы ищем оптимальную форму для любого зрителя. Постоянно идет обсуждение, ищем интересные обработки. Хотим сделать шаг вперед.

Aвтор: Татьяна Богомолова,
Фото: Юлия Рубцова,
12 февраля 2013г.