Воплощение замысла первой концертной программы зарождалось у Петра Михайловича Милославова постепенно.
Ему удалось собрать сильный состав творческих руководителей, тогда ещё молодых, а в последствии, ставших известными деятелями в области народного искусства. Это хормейстер Ефимов Владимир Васильевич и балетмейстер Чернышев Михаил Степанович, которые пришли из Воронежского хора, композиторы Пономаренко Григорий Фёдорович и Чумаков Михаил Дмитриевич. Пётр Милославов сумел угадать в каждом из них большую творческую перспективу. И не ошибся.
Главный пункт подготовки к первой концертной программе был – «создание новых песен» – Пётр Милославов последовательно воплощал в жизнь. Он растил, пествовал композиторов в самом хоре, привлекал к тесному сотрудничеству с Волжским хором местных поэтов. В хоре была организована творческая группа, из которой выросли композиторы и поэты-песенники. Первым среди композиторов был, конечно, Г.Ф. Пономаренко, значение которого для Волжского хора можно сравнить со значением В.Г. Захарова для хора им. Пятницкого. «Ивушка» и «У нас под Куйбышевом» на слова В. Алферова, «Эх, Волга-речка» и «Мы на Волге живём хорошо» на слова В. Бурыгина, и ряд других песен сделали славу, как самому композитору, так и Волжскому хору.
Первую пробную концертную программу молодой коллектив показал своим землякам в канун Октябрьских праздников 1952 года. Лучшим работникам заводов, фабрик и других предприятий города были вручены пригласительные билеты на концерт Волжского хора. Проба на зрительское восприятие прошла сверх всяких ожиданий, публика удивленно и горячо принимала выступление артистов.
Первая программа Волжского хора была утверждена 31 декабря 1952 г., когда хор получил статус государственного и право публичных выступлений. Подготовка к концерту шла под девизом « Всё прогрессивное от прошлого, всё лучшее от настоящего!». Этому верному творческому принципу коллектив волжан неуклонно следует до сих пор.
Первый концерт Государственного Волжского русского народного хора был назначен на 3 января 1953 г., об этом извещали скромные афиши.
Первую концертную программу зрители увидели на сцене Куйбышевского театра оперы и балета.
Вот как о первом концерте вспоминал П.М. Милославов «Конферансье объявил номер, но, против обыкновения, дирижер не появился, а хор, словно по волшебному мановению, вдруг запел… Полилась широкая, величавая, как волжский простор, мелодия известной народной песни «Утёс». Песня воодушевляла исполнителей, подсказывала им верные оттенки. Вдохновение певцов передавалось и зрителям, стены зала как бы раздвинулись, повеяло ароматом волжских степей, захватило половодьем великой реки, послышался стон обездоленных бурлаков, удалое веселье волжской вольницы, тихая девичья грусть и радость труда новой свободной Волги… Зал замер, слушая эпическую народную песню «Горят, горят пожары». Мужественное звучание хора украшала своим тёплым и мягким контральто солистка хора Л. Симагина. На смену на сцене появляется молодая и задорная «Похвистневская кадриль», записанная в одном из сел похвистневского района; задумчиво полилась в зрительный зал лирическая песня «Не гасни алая заря». «Хор играл свои песни, украшая подголосками, вдохновенно импровизировал, воодушевлённый общим чувством, смеялся и плакал, грустил и веселился одновременно»…
После окончания концерта в заре воцарилась напряженная тишина, и вдруг резко грянул гром аплодисментов. В тот памятный концерт счастливые, взволнованные успехом артисты хора аплодировали П.М. Милославову и низко кланялись ему, отдавая дань благодарности и почтения. В коллективе тогда было 100 человек: хор, танцевальная группа и группа музыкального сопровождения.
Материал взят из книги Поповой Е.Н: «Государственный Волжский русский народный хор им. П.М. Милославова: история творческой деятельности».